Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей кармой на 04/19/21 в Сообщения
-
1 балл
-
Когда я несколько (если не сказать - много) лет назад читал заключительные книги серии, то уже задавался этим вопросом, но запоздалое прочтение «Талисмана из Рэдволла» кое-что прояснило. Я очень смутно помню «Дозорный Отряд» и почти не помню «Белых лисов», которые к этой книге ближе всего хронологически, и могу ошибаться, но, тем не менее, спешу поделиться своими догадками. По-моему, барсучихи никуда не делись. Их просто перестали принимать в Рэдволл да должность матушки-воспитательницы. И причиной тому Красноокая Крегга. Эта кровавая дама сильно отличается от всех своих предшественниц. Она не выросла в Рэдволле, не была туда приглашена, у неё не было педагогического образования и она не питала большой склонности к возне с диббунами-непоседами. Крегга – владычица горы Саламандострон, грозная воительница и военачальница. Её призвание – командовать войсками и сражаться. В Рэдволл она попадает случайно. Ей просто не повезло красиво погибнуть в последней битве с Бродягами – она вышла из строя, потеряв зрение. И зайцы, несмотря на всё своё видимое шутовство, практично рассудили, что им не нужна такая владычица, и не нашли ничего лучше, как избавиться от неё, отправив на пенсию/в почётную ссылку в Рэдволл. Будучи ещё не старой и полной амбиций, ослепшая Крегга не могла смириться со своей новой должностью и своим подчинённым положением. Поэтому, полная недовольства собой и действительностью, она не сдаётся, и начинает ломать вековые порядки аббатства под свои привычки. В эпоху её бесконечно долгой жизни Рэдволл превращается из монашеского братства и сестринства во имя любви и заботы о всём живущем в обычный город. Просто поселение разношёрстных лесных жителей, обнесённое стенами. Да, есть какие-то традиции, формальные должности, но это уже не тот Рэдволл, который ещё был в «Жемчуге Лутры» и даже в «Дозорном отряде». В заключительных книжках перед нами сытый город, обыватели которого озабочены только кулинарией и музыкальными конкурсами. Братьев и сестёр всё меньше, стираются принципиальные отличия аббатства от других сообществ лесных жителей, меняется отношение к хищникам. Последнее особенно показательно. Даже то, что переводчик Балаян использует слово «нечисть», в этом смысле становится оправданным. Для рэвдолльцев последних книг хищники и правда только нечисть. А вспомните устав аббатства, зафиксированный в книге «Мэриэл из Рэдволла»! Вспомните мужественное доверие к хищникам Мериам, Сакстуса, Мортимера, Мордальфуса и Дьюралла! То, что в большинстве случаев это доверие приводило к несчастьям, не значит, что оно было напрасным. Рэдволл – это не Саламандастрон. Он говорит с хищниками с позиций любви и доверия, а не тактики и стратегии. Крегге это было не по нраву, и она сначала проводила на верховную должность зверей, похожих на себя, то есть воителей. Что общего у белок Арвина и Песни Ветра с их предшественниками? Традиционно совет избирал на пост аббата не самых храбрых, умных, энергичных и талантливых, а самых скромных. В Рэдволле действовал раннехристианский принцип избрания главы общины – епископом должен стать тот, кто меньше всего к этому стремится. Арвин и Песня Ветра – прямая противоположность этому принципу. Они самые выдающиеся звери своего времени, да ещё и с военно-приключенческим опытом, и при этом становятся во главе аббатства. Это был бы хороший выбор для крепости или города, но не для Рэдволла. После смерти Песни Ветра, Крегга не увидела (точнее, не учуяла, она же слепая) вокруг себя больших талантов и поэтому просто наложила запрет на избрание нового аббата. Поколения рэдволльцев сменяют друг друга, не видя своего традиционного лидера в сутане, и живут под незрячим надзором бывалой солдафонки. Очень показательны сцены в «ТиР», где изображается заседание совета – ужас, насколько он беспомощен и безгласен. Только сестра Алканет, реликт старого Рэдволла, держит планку и не сдаётся. Также неслучайна ненависть Крегги к Бураку, которого она семнадцать сезонов держит на положении гостя и поощряет общую травлю этого блаженного Мартина ради юродивого. Всё-таки он заяц, к тому же прямой потомок одного из её офицеров. Крегга выдерживает строптивость своих маленьких подчинённых и терпеливо ждёт появления угодной для себя кандидатуры на пост аббата. И её выбор падает на Мгеру. Опять же, Мгера – в хорошем смысле выскочка. Она умная, добрая, участливая, но лезет вперёд. Крегге это нравится, и она начинает её активно продвигать. При этом она не гнушается кощунством, заменяя своими фокусами подлинные чудеса, которые обязательно происходят с избранниками Мартина Воителя. Ведь в этой книге дух Мартина далеко от стен аббатства – он пытается разбудить Дейну в обличии Таггеранга. Но Крегге это всё равно, она не чтит порядки Рэдволла, который стал для неё тюрьмой. На протяжении всей книги чувствуется духота и теснота, в которые загнаны рэдволльцы своей тиранкой. И как облегчённо они вздыхают, когда она наконец-то (спасибо бедному Вологу) умирает! Они в прямом смысле пируют над её трупом. И заметьте, с её смертью сразу прекращаются какие-то проблемы в общении рэдволльцев с Бураком и сестрой Алканет – её главными врагами. Даже Руссано Мудрый (всё-таки хватило мудрости) решается навестить Креггу вместе с зайцами аккурат после того, как её тело предали погребению. Думаю, что эпоха воинственной геронтократии Крегги, тирании этой ослепшей физически и духовно барсучихи, была настоящим кризисом в истории Рэдволла. После смерти аббатисы Мгеры, последнего её назначенца, рэдволльцы попытались провести реставрацию аббатства как института, и зареклись навеки пускать надолго в свои стены всяких там матушек с кровавыми глазами. Барсучихи появлялись и позже. Например, Амбревина из «Соболиной королевы». Да, заглядывала в Рэдволл, но быстро была сбагрена зайцам, которые сопроводили её в гору. Примечательно, что Амбревина прибыла в Саламандострон заранее, когда её предшественник владыка Бран был ещё жив и здоров. Ведь она могла до его смерти жить в Рэдволле на положении матушки (тем более, у неё был опыт материнского попечения о выдрёнке Фландоре), но жители аббатства, похоже, этого не захотели.0 баллов
-
Наконец-то я прочитал эту книгу. Из того, что издано на русском языке, «ТиР» - единственная, которой у меня нет в печатном виде. Прочитал в итоге с телефона в электронном виде. Иллюстрации посмотрел отдельно в пдф-ке. Иллюстрации Игоря Беличенко, кстати, очень хорошие. Видовая принадлежность зверей более-менее читается, тщательно проработаны костюмы, интерьеры и разные бытовые мелочи. В композиционном плане тоже всё неплохо, только вот пропорции страдают. Напомнило иллюстрации Игоря Ганзенко и Ольги Потаповой. Обложка Ломаева тоже хорошая, но смутило, что на всех трёх сценках изображён один и тот же персонаж. Перевод Балаяна, как и в других последних книгах, слабоватый в литературном плане, особенно раздражает слово «нечисть», которое в разы менее удачно, чем «хищники», да и вообще не о том. Но с учётом того, что в этой книге купюры особенно бросаются в глаза, то о качестве текста вообще говорить не хочется. Сама книга, особенно в контексте серии, очень неплоха, по крайней мере, по своему потенциалу. Тут уже много писали, что автор слил сюжет максимально грубо и небрежно, поэтому постараюсь сильно не повторяться. Мне очень понравилось, сколько внимания в этот раз Джейкс уделил быту «нечисти». На примере Юска хорошо видно, что хищники – это не только сухопутные или морские разбойники, нищие оборванцы, воры и т.д. Им знакомы семья, сложная социальная организация, религиозность, мораль, традиции, историческая память и т.п. штуки. Причём, что самое важное, это касается не только главного отрицательного персонажа. Да, уже были Вердога и Унгатт-Транн со своими легионами, Криволап и Сварт со своей Ордой, Малькаррис и его крысы, Железноклюв и его стая, пиратское братство Сампетры, Дамуг Клык с Бродягами… Но Юска – наиболее яркий и проработанный пример. Стая Юска – разношёрстная, но равноправная, как и население Рэдволла. Власть лидера основана не на одном насилии, но и на традиции и освящена жреческим авторитетом. Животные живут семьями и чтут кровное родство. У стаи есть свои символы и предания. Сюжет книги во многом перекликается с «Изганником». Свирепый хорёк с боевым окрасом, лиса-пророчица, чужой ребёнок, не прижившийся у приёмного родителя, погоня за страшным воином, превращающаяся в бегство от него же – всё это уже было. Джейкс посмотрел на ту же проблему с другой стороны и получил тот же результат. Из хорька не вырастить рэдволльца, а из выдры – хищника. Канон есть канон, и ничего не попишешь. Хотя, если Покров попал в Рэдволл случайно, для вящего драматизма истории Сварта и Блика, то выбор выдры в качестве Таггеранга, похоже, был предопределён свыше. И, если Грисса действительно не фокусница, а настоящая пророчица, значит, Волог, стреляющий в отца Дейны – орудие судьбы, и Дейна должен был воспитываться среди Юска по какой-то очень веской причине. Если испорченность Покрова можно списать на предрассудки рэдволльцев, которые изначально не доверяли ему, то невписываемость Дейны в ряды хищников естественным путём необъяснима. Только если Сони Рат действительно настолько его избаловал, что он оказался неспособным убивать. Но Сони Рат привил ему высокое понятие о чести, закалил тело и характер, то есть воспитал вполне нейтральные качества, пригодные и хищнику и не-хищнику. Да и приказ освежевать старого лиса отдал, возможно, не для того, чтобы Дейна-Таггеранг доказал свою свирепость, а выказал послушание. Если бы Дейна показал готовность спустить с живого Фелча шкуру потому, что вождь и отец этого хочет, то Сони Рат, может быть, сам бы отменил свой приказ. Но это - если бы. По итогу мотивация ухода Дейны из стаи не убедительна, остаётся молча принять позицию автора как данность. Охотники за Таггерангом планомерно сливаются в пути. Остатки их заканчивают нелепым ковырянием в канаве перед воротами аббатства и скоропостижной смертью от лап своей жертвы. При этом тема Гриссы, Антигры и всех остальных Юска провисает до самого конца. Похоже, Джейкс просто забыл о них. В принципе, после убийства Крегги, Ифиры и Волога, и выборов аббатисы, можно было заканчивать книгу. Весь последующий цирк призван был только развязать брошенный автором сюжетный узел, связанный с альянсом Антигры и Гриссы. Грувен послужил сюжетной связочкой, которая быстро сбегала за Юской и познакомила читателей с последними политическими новостями в стае. В принципе, и тут ещё можно было разрешить проблему. Слова Рогана Бора о том, что Дейна может убрать свой меч и Юска уйдёт на побережье, потому что конфликт исчерпан, – отличная концовка. У нас был бы уникальный пример, когда хищники сами по доброй воле признают, что Рэдволл в том виде, каком он существует, имеет законное право на существование, а они не посягают на это право. Но Джейкс решил ни с того ни с сего ввести хищников в «исступление», и тут же погасить его десятью сотнями зайцев во главе с барсуком. Слить концовку, слить красавца-лиса, опозорить на вечные сезоны Дозорный отряд и его полосачество владыку Руссано Безумного, чтобы что? Я хочу ещё раз обратить внимание на связь этой книги с «Изгнанником», точнее, на связь Юска с Ордой Криволапа, которая кочевала в Северных землях. Совпадений много, и, если они не случайны, Юска – это потомки остатков того, что привёл с собой приемник и зять Криволапа - Сварт Шестикогть. То есть это вполне себе коренное хищное население СЦМ, а как институт – почти такое же древнее, как аббатство Рэвдволл. Эти хищники хранят предания о крупных событиях, происходивших в истории СЦМ, знают о Рэдволле и относятся к нему с большим пиететом, то есть, опять же, признают его таким, какой он есть, и не помышляют нападать на него. Я хотел бы высказаться ещё о некоторых персонажах. Как ни странно, меня не раздражали герои вроде Грувена и Бурака. Грувен – трус и балбес, но он живой трус и балбес, и наблюдать за ним было интересно. Жаль только, что Джейкс слил тему его очень даже симпатичной в плане характера матери Антигры. Я уж не говорю про Сони Рата и Рогана Бора – образцовые злодеи, именно такие и могут обеспечить преемственное существование хищнических обществ на протяжении множества поколений. Понравилось, что автор уделил внимание отрицательным героям второго плана – Ифире и Вологу. Да, Джейкс их тоже слил не самым интересным образом, но всё-таки успел раскрыть как персонажей довольно хорошо. Бурак-Дурак – персонаж, нужный книжной серии. Очень не хватало миролюбивого зайца, который предпочёл музыку войне, пусть даже ценой откровенного юродства. Да и какое же аббатство без юродивых? Также порадовала не стандартная белка в лице добродушного толстяка Брогла, который любит кулинарию и рукоделия, а не кровавую месть всему на свете. Приятно, что именно ему, а не всяким воителям, выпала любовь в этой книге. На редкость и главный герой оказался очень симпатичным. Дейна – один из лучших положительных персонажей, кому предназначено убивать главных злодеев. По-настоящему добрый, несмотря на свою страшную силу, скромный, умный, честный и дружелюбный. Очень понравились сцены, где он знакомился с разными лесными жителями и старался ко всем проявить максимум участия. Из жителей Рэдволла больше всего впечатлила строгая сестра Алканет – хранительница лазарета и блюститель старых порядков. Остальные персонажи - более-менее типовые. Наибольшее отторжение вызвала слепая старуха Крегга, которая установила свою тиранию в Рэдволле и пустила всё под откос, но о ней у меня столько мыслей, что я их выскажу в другой, более подходящей теме. Здесь скажу только, что сюжетная линия внутри аббатства с поисками зелёных платков – абсолютно надуманная сама по себе, но именно поэтому она даёт много пищи для размышлений о том, почему Рэдволл как обитель мира так изменился в заключительных книгах серии.0 баллов
-
О, кто-то мой комикс читает х) Всем спасибо большое, котики :3 тьмоки вам всем0 баллов
Таблица лидеров находится в часовом поясе Москва/GMT+03:00