Прочёл Изгнанника Рэдволла.
Что-то начинаю замечать, что каждая следующая книга всё больше и больше разочаровывает. Изгнанник это лишь подкрепляет, являясь, пожалуй, худшей книгой из прочитанных. Накипело от него прям аж настолько, что решил настрочить... ревью? Обзор? Поток сознания?
Дисклеймер: читал в оригинале, так что имена напрямую транслитерованные. Ну и впереди спойлеры всего, что можно, хотя я бы советовал перепрыгнуть сразу на Жемчуг Лутры.
А начиналось всё даже хорошо -- атмосферная зима, знакомство со злодеем, пленным Санфлашем и последующий побег. На этом, однако, положительные моменты кончаются.
Первое же, что бросается в глаза -- это характеры Санфлаша и Скарлага, а точнее говоря, их отстутствие. У них нет сильных и слабых сторон, роста в течение книги, динамики между собой, превозмогания над своими внутренними демонами -- протагонисты просто делают действия. Такое чувство, что Скарлаг вообще был введён в историю исключительно как плот девайс, чтоб гонять информацию между персонажами, разведывать территорию и выдавить дешёвую пожалейку в конце.
Единственный похожий на характер момент был в самом начале, когда Санфлаш, сбежав от Сварта, тут же попытался броситься обратно. Это говорит о том, что Санфлаш вспыльчив и не думает о последствиях. И во что это вытекает? Ни во что. Даже когда он несколько раз чуть не убился из-за барсучьего рейджа, никто и ухом не повёл.
Вообще, Санфлаш -- просто ужасный протагонист. По умолчанию он сильнее почти любого другого персонажа в книге, при этом не прикладывает почти никаких усилий для достижения чего-либо. Самый яркий пример -- приход Санфлаша в Саламандастрон, прошедший примерно вот так:
Какой вообще резон у кроликов брать бомжа с улицы правителем? Что он такого сделал, что это заслужил? Но раз сюжет требует, то куда ж деваться...
Хотя правитель из него и правда вышел сомнительный. К крепости подступает вражеская армия? А давайте растить еду по всей горе, самое время ж!
Впрочем, со стороны злодеев дела не шибко лучше. Сварт -- классический злой злодей, это уже не новость. Найтшейд же существует лишь затем, чтобы время от времени спойлерить книгу. Почему бы и нет, собственно? Однако что несколько подозрительно -- так это то, как Сварт и компания внезапно поднялись от кучки бандитов до правителей целой орды сразу после побега Санфлаша. Почему они не провели все эти финты ушами раньше?
Также зачем-то в историю вброшено большое количество мелких злодеев, которых вроде бы сетапят, затравливают к ним интерес, а потом моментально убивают. Особенно огорчила глупейшая смерть большого лиса-который-сам-по-себе. Такие персонажи в итоге никак не служат сюжету и присутствуют как филлер.
Трудно поверить, но всё вышесказанное -- это не самый большой грех книги. Первое место без сомнения занимает Вейл -- собственно изгнанник Рэдволла, самый многообещающий и в то же время самый разочаровывающий персонаж.
Сетап был даже интригующий -- хорёк, взрощённый в Рэдволле, сталкивается с предвзятостью со стороны его обитателей, и вынужден как-то с этим жить. Не уверен, нарочно или случайно Джейкс это сделал, однако, вопреки тому, что пытается сказать книга, Вейл врёт, ворует, и совершает иные нехорошие поступки не потому, что он хорёк. Его так воспитали сами рэдволльцы. Начало было положено издевательствами сверстников и предвзятостью взрослых. В ответ Вейл и правда начал пакостить и воровать. Это лишь подтвердило предположение о том, что Вейл злой, что повлекло ещё больше давления, лишь усугубившего ситуацию. Образовался порочный круг, выйти из которого не получилось, Вейл перегнул палку и его выставили за дверь.
И знаете, до этого момента проблем с Вейлом у меня не было -- это неплохой сетап, где нет правых и виноватых. Рэдволльцев можно понять, все хорьки, которых они видели, так или иначе были бандитами. Из-за этого подсознательного страха родилось недоверие к Вейлу. Сам же Вейл вёл себя соответствующе тому, как к нему относилось общество.
После игнания Вейл внезапно начинает вести себя как матёрый разбойник. Я могу поверить, что у него хватило смелости обокрасть путников, но убить двоих бандитов -- это чересчур. Вейл всю жизнь был послушником, у него банально кишка тонка провернуть что-то подобное. Про завал собственной матери в пещере и говорить нечего -- это уже не Вейл, а ещё один злой злодей. Ведь их так не хватает сюжету.
Где-то на половине книги мне даже стало интересно -- что же Джейкс сделает с Вейлом? Оправдает его? Сделает злодеем в будущей книге? Реальность же оказалась хуже, чем оба этих варианта -- Вейл умер. Вот так просто. Взял и умер. Его мать Бриони горевала аж целых три дня, а потом заявила, что Вейл и вправду был злой и вообще, она была ниправа. Я не читал доброй половины книг, но вполне уверен, что это самый худший момент в серии. На этом моменте я перестал читать и просто долистал оставшиеся страницы.
Подводя итоги, что же дала общей истории арка Вейла? Единственный интересный персонаж книги умер, рэдволльцы так и не поняли, что сами виноваты во всём случившемся, но зато... изгнание Вейла позволило Санфлашу узнать о том, что его мать жива и находится в Рэдволле.
Ну вы поняли, да?
вся история с Вейлом была лишь ради того, чтоб мэрисьюха встретился со своей мамкой
Я мог бы продолжать, вспомнить про ужасно затянутый финал с бессмысленными погонями, но, думаю, все и так всё поняли.
Однако мы здесь не только (да простит меня Мордукан) дерьмо лить собрались. Что же можно было бы изменить, чтобы книга стала читабельной и имела хороший посыл? Я бы вырезал к чортовой матери часть с Санфлашем и Скарлагом. Они больше не протагонисты, вместо них теперь Вейл. Нужно уделить ему и его отношениям с Рэдволльцами больше времени, дать понять, что всё-таки не один Вейл тут неправ. После же изгнания Вейл начнёт делать плохие вещи как и в оригинале, но постепенно начнёт понимать, что это совершенно не его. После того, как Бриони нагонит его в первый раз, он всё так же пошлёт её подальше, но, вместо того, чтобы снова пойти за Вейлом, она разревётся, разочаруется в нём и вернётся в Рэдволл.
Сам же Вейл окончательно поймёт, что он не злодей ничерта, когда таки придёт в Саламандастрон в разгар последнего боя, и у него случится истерика. Здесь можно ввести какого-нибудь мудрого персонажа, который бы хорошенько побеседовал с ним. Я бы и оставил его в Саламандастроне перевоспитываться, вбросив в финал трогательную сценку, где Вейл возвращается в Рэдволл и извиняется.
А жалко. Я ведь вижу хорошую книгу, которая зарыта в куче барсучьего помёта и воды.