Наш остров крутого нрава и на нём живут крепкие люди. Так принято у нас говорить, и эти слова не лишены оснований. Наш остров действительно временами суров: здесь часто бушуют шторма, зимы более холодные, чем на большой земле, а вулкан поблизости время от времени просыпается и оглашает окрестности утробным рёвом, сотрясая землю и выбрасывая в небеса столбы пепла.
Всё это не лучшим образом характеризует нашу родину. Однако, мы, уроженцы этого небольшого острова, очень любим его. Прибрежные воды богаты рыбой, поля дают обильный урожай, леса могучи и высоки, а недра полны железной руды, да и сам остров нам по нутру.
Однако давным-давно был в нашей истории момент, когда предки всерьёз намеривалась покинуть его. И думается мне, что так бы и произошло, если бы не одно событие, сильно повлиявшее тогда на решение людей. Вот о нём я и собираюсь поведать.
Это случилось спустя двенадцать лет после того как люди всерьёз поселились на острове: расчистили пашни и выстроили дома. Тогда выпала пора невзгод: два года кряду море терзали долге шторма и шли затяжные дожди, угнетающие урожай. В довершении, рядом с островом проснулся старый вулкан. Временами из его жерла вырывались взрывы и пламя, а земля сотрясалась, вызывая обвалы и опасные наводнения.
После особенно сильного землетрясения островитяне стали роптать. Многие жаловались на неурожаи, непогоду и вулкан. Люди решили, что приплыть на дальний остров было плохой идеей. Что если дальше будет только хуже?!
И тогда из толпы вышел мастер по кирпичу старик Гаритта, чьё слово имело большой вес в поселении. Он обвёл собравшихся на площади суровым взглядом и сказал, что нельзя так просто покидать остров. Он отметил то, как щедр был остров на дары и как вначале люди не могли нарадоваться новому пристанищу. Также старик напомнил, почему они оставили прежние места, устав от бесконечных набегов морских пиратов. А в конце он добавил, что если они сейчас бросят свой новый дом, то всегда будут уступать невзгодами и бежать от них.
Но речь Гаритты не изменила мнения людей. Ярость близкого вулкана пугала их. Что если скоро его гнев обрушиться на остров, а на море вновь будет суровый шторм, обрекая островитян на гибель?!
И тогда, дабы вселить в людей уверенность, на следующий день Гаритта принялся строить посреди главной площади кирпичный столб.
Неделю складывал он между собой кирпичи, тщательно подбирая и обтёсывая их по какому-то только ему известному плану. Наконец столб был готов. Его высота составляла всего два человеческих роста, и требовалось двое крупных мужчин, чтобы обхватить его.
Столб был выстроен прямо на земле и казался до нелепости хрупким. Сложен он был из пёстрой подборки кирпичей отличающихся и формой и размером и даже цветом. Между камнями зияли крупные зазоры и пустоты, а сами кирпичи не были скреплены никаким раствором.
По завершению кладки Гаритта наказал людям не прикасаться к столбу и не покидать острова покуда тот цел, а когда столб рухнет, они были вольны поступать так как того хотят.
Казалось, подобное сооружение, состоящее просто из уложенных друга на друга разномастовых кирпичей, развалиться под собственным весом, не говоря уже о натиске шторма или подземных толчках способных опрокинуть стоящий на земле кувшин, однако…
Больше двух месяцев бушевал вулкан. Земля часто вздрагивала от его приступов гнева. Иногда на острове случались обвалы, а долгие сильные шторма не унимали морскую гладь. Кирпичный столб Гаритты качался из стороны в сторону, кирпичи выходили из пазов.
Но! Что удивительно, проходило время, и камни вновь становились на места, сызнова занимали прежние положения и пазы, словно их тянуло назад некая незримая сила. И при том ни разу ни один человек не коснулся столба.
Словно заворожённые островитяне следили за столбом и его удивительной стойкостью. Прошла весна и середина лета. Вулкан успокоился и вновь затих на долгие десятилетия, а на острове неожиданно открылось много горячих источников согревших землю. Видимо из-за этого, следующие года выдались на редкость урожайными. Воды стали просто кишеть рыбой, а погода на несколько лет кряду стала на удивление спокойной и тихой. Казалось, остров благодарил людей за их терпение и выдержку.
С тех пор прошло больше двух столетии. За это время на нашем острове было ещё много землетрясений, штормов и наводнений, случались неурожаи и эпидемии, происходили нападения пиратов, а одно время на него даже сыпались бомбы. Но «Столб Гаритты» так и продолжал стоять незыблемо, а люди упрямо защищать свою родину и бороться с трудностями.
Столб славного мастера и доселе находиться на главной площади. Он давно покрылся лишайником и мхом, многие кирпичи нарушили свой порядок, и столб уже далеко не такой стройный каким был, и, тем не менее, он упорно стоит, вдохновляя людей на выдержку и непоколебимость к трудностям.
Конечно же, многих интересовала тайна сего чуда архитектуры. Многие утверждали, что каменщик Гаритта сумел найти хитрые центры равновесия кирпичей, которые вновь возвращали конструкцию к прежнему состоянию при мелкой вибрации.
Но, если вы спросите меня, то я открыл секрет старого мастера. Дело в том, что кирпичи, из которых сложен столб, не зря разняться по размеру и цвету. Причина в том, что Гаритта использовал для кладки все камни, что остались после строительства тогдашних построенных зданий. Старый мастер входил в число первых строителей острова, и не было дома, в который он бы не вложил кирпич своей рукой.
Столб олицетворял дружеские связи островитян. Как мы были вместе, как помогали друг другу в невзгодах и тянули руки помощи, так и кирпичи тянулись друг к другу и становились на прежние места.
И покуда так будет продолжаться, мы, как прежде, будем жить на нашем острове чтобы не произошло.
П.С. - Познавательная ссылка на ресурс описывающий удивительные самобалансирующиеся камни: https://zen.yandex.ru/media/tshistory/kamni-v-mire-kotorye-protivorechat-sovremennym-zakonam-fiziki-5d9b003798930900b6f29867